2015 год стал для здравоохранения Хабаровского края годом первичной медицины.
Об этом «Комсомольской правде» рассказал Александр ВИТЬКО, министр здравоохранения Хабаровского края.
- Деятельность министерства здравоохранения была направлена на предоставление населению качественной и доступной медицинской помощи и улучшение демографической ситуации на территории края.
80 процентов людей , нуждающихся в медицинской помощи, начинают лечение с первичного звена, то есть с поликлиники, фельдшерско-акушерского пункта, амбулатории. Приведу несколько цифр: ежегодно в крае получают лечение в стационарах и дневных стационарах 360 тысяч человек, скорая медицинская помощь обслуживает почти 500 тысяч вызовов в год, а амбулаторно-поликлинические учреждения - почти 14 миллионов посещений в год.
Таким образом, поликлиники являются звеном первичного контакта с пациентом и обеспечивают выполнение основного объема лечебнодиагностических и профилактических мероприятий. Именно в поликлиниках в большей степени проявляются противоречия между медицинскими работниками и пациентами. Поэтому эффективное реформирование первичного звена во многом предопределяет эффективность реформирования системы здравоохранения в целом.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АМБУЛАТОРНОПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЗВЕНА. ШАГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ПЕРВЫЙ ШАГ - с апреля текущего года мы перешли на еженедельный анализ жалоб и обращений, поступивших от граждан в министерство или на телефон «горячей линии», чтобы выявить болевые точки, разобраться, где буксует и кто виноват и, главное, что нужно делать, чтобы исправить ситуацию.
ВТОРОЙ ШАГ - ЛИКВИДАЦИЯ ОЧЕРЕДЕЙ В РЕГИСТРАТУРАХ ПОЛИКЛИНИК
Напрямую этот вопрос не касается здоровья, но, как правило, негативное отношение к поликлинике и в целом к медицине начинается с регистратуры. Альтернативой живой очереди стала электронная запись на прием к врачу через федеральный портал государственных и муниципальных услуг и через краевой портал. На сегодня записью на прием к врачу в электронном виде воспользовались около 40 тысяч жителей края. Работает «горячая линия» (телефон 910 - 505).
ТРЕТИЙ ШАГ - ЗАПИСЬ К УЗКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ
Во всем мире консультация узкого специалиста назначается только лечащим врачом. Поэтому необходимо переориентировать пациентов, объяснить, что основной круг проблем должен решать врач первого контакта: терапевт, педиатр, врач общей практики. Именно участковый врач является специалистом по диагностике, профилактике и лечению распространенных заболеваний. Мы стараемся сломать стереотип у населения о низком уровне подготовки врачей первого контакта. Руководители учреждений здравоохранения нацелены на то, чтобы сделать доступными консультации узких специалистов и диагностические исследования, когда они действительно пациенту необходимы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ - ИСКОРЕНЕНИЕ ГРУБОСТИ И БЕЗДУШИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Электронная система оценки качества и вежливости персонала - довольно действенный инструмент в борьбе с грубостью медперсонала.
Эта работа была начата в 2014 году. Тогда независимую оценку качества работы получили два учреждения минздрава: городская клиническая больница №10 и городская поликлиника №11 - как учреждения амбулаторного типа. Результаты этого исследования размещены на сайте минздрава края.
С 2015 года по приказу Минздрава России каждое учреждение раз в три года обязано провести независимую оценку качества оказания медицинской помощи.
В этом году участвуют 38 медицинских организаций. Анкеты размещены на сайтах этих учреждений, минздрава Хабаровского края и Минздрава Российской Федерации. Для проведения социологических опросов в сфере охраны здоровья используются электронные терминалы, установленные в 13 учреждениях. Результаты оценки сводятся на краевой портал «Голос-27» и являются доступными и понятными для любого гражданина.
ПЯТЫЙ ШАГ - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ IТ-ПОДГОТОВКИ В ПОЛИКЛИНИКАХ
Информатизация учреждений здравоохранения края началась в 2008 году. Полномасштабная системная работа по информатизации отрасли началась в 2011 году в рамках региональной программы модернизации з д р а в о о х р а н е н и я . Б ы л и внедрены информационная система «Электронный паспорт медицинского учреждения», электронная медицинская карта пациента. Данная система формирует единую электронную медицинскую карту жителя края и предназначена для сбора, аккумулирования, персонификации информации о всех видах медицинской помощи, оказываемой ка- ждому конкретному пациенту. Эту информацию могут использовать все медицинские учреждения, куда обратился пациент. Успеш- но используется «Единая региональная информационная система льготного лекарственного обеспечения населения», которая обеспечила прозрачность логистики лекарственных препаратов и координацию всех участников процесса. Но, к сожалению, большой проблемой является не всегда высокий уровень владения IT-технологиями медицинского персонала. В результате не всегда в полном объеме медицинскими работниками используются возможности этих систем.
ШЕСТОЙ ШАГ - ЛИКВИДАЦИЯ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА
В краевой отрасли работают 5,3 тысячи врачей и 10,3 тысячи средних медицинских работников. В 2015 году число медицинских работников в краевых государственных
учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, увеличилось на 4,5 процента, специалистов участковой службы - на 1,2 процента . Доля молодых
специалистов в отрасли увеличилась до четырех тысяч человек и составляет 24 процента.
В рамках программы «Земский доктор» в учреждения здравоохранения в сельских населенных пунктах и рабочих поселках привлечены 30 врачей с предоставлением единовременной
компенсационной выплаты в размере 1,0 миллиона рублей. Проект будет продолжен в следующем году. В 2015 году в отдаленные и труднодоступные районы края привлечены семь врачей и 18 средних медицинских работников с предоставлением единовременной компенсационной выплаты за счет средств краевого бюджета врачам миллиона рублей, средним медицинским работникам - 700 тысяч рублей. Указанные выплаты будут осуществляться до 2020 года. За счет средств краевого бюджета в 2015 году заключено десять договоров на предоставление сберегательного капитала в размере 50 минимальных окладов специалистам, направленным для работы в учреждения социальной сферы, имеющие наиболее острую кадровую потребность и расположенные в отдаленных и труднодоступных районах.
ПРОФИЛАКТИКА
С целью раннего выявле- ния неинфекционных забо- леваний организовано об- следование граждан в рамках диспансеризации взрослого населения, профилактиче- ских осмотров, в центрах здо- ровья. В 2015 году при про- ведении диспансеризации взрослого населения обследо- ваны более 190 тысяч человек (100,5 процента от плана).
Чтобы повысить доступ- ность медицинской помо- щи, организуются выезд- ные формы медицинского обслуживания населения в отдаленные территории края: выезды мобильных комплексов, передвижной консультативно-диагно- стический центр «Терапевт Матвей Мудров», теплоход
«Здоровье», проводятся бри- гадные и индивидуальные выезды специалистов крае- вых учреждений здравоохра- нения во все муниципальные районы края.
Специалистами мобиль- ных медицинских бригад проведено 206 выездов в му- ниципальные районы Хаба- ровского края. Осмотрено
35 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей. Проведено более 12 тысяч лабораторных и инструментальных диагностических исследований. В целом же приоритетными направлениями здравоохранения Хабаровского края в 2015 году стали: совершенствование первичной медико-санитарной помощи, реализация мероприятий по проведению в 2015 году
Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, совершенствование медицинской помощи матери и ребенку, обеспечение населения лекарственными препаратами изделиями медицинского назначения.
По материалам статьи Олега КОРОЛЕВА KP.ru от 30.12.2015